Современные дети практически не знакомы с таким понятием, как физкультминутка. Целью данного, нужно признать, далеко не самого неудачного творения советских времен, являлось и является переключение человека с непрерывной деятельности умственной на физическую активность. И потребность осуществлять подобное переключение на сегодняшний день становится все более и более актуальной, в особенности для сохранения здоровья детей. Задача физкультминутки, к которой заботливые родители обязательно должны приучить свое чадо, заключается в предупреждении общего утомления, неизбежно возникающего во время долгой умственной работы за столом.
Ребенок постоянно имеет дело с большой нагрузкой и при этом отмечается недостаток мышечной деятельности? Пора сделать небольшой перерыв и заняться минутной физкультурой, физической разрядкой, которая очень важна для улучшения самочувствия. Продумывая, как будет проходить это мероприятие, нельзя забывать о том, что весь комплекс упражнений должен опираться на возраст «спортсмена», и обязательно учитывать особенности нервной системы, индивидуальные для каждого малыша. Если он является легко возбудимым, отдавать предпочтение лучше всего упражнениям спокойным, проводимым в среднем темпе, а если ребенок чересчур задумчив, то физкультура должна активизировать его мышечную систему.
В среднем в физкультминутку стоит включить комплекс упражнений, занимающий не более 2-3 минут, и в первую очередь направленный на разогрев и снятие напряжений со всех групп мышц. Это наклоны и повороты, а также приседания и подскоки, к которым добавить можно упражнения для напряженных во время долгого сидения за столом мышц шеи и кистей. Не нужно обращать внимание на технику выполнения, главное, чтобы для ребенка даже такие минимальные занятия спортом были увлекательными и приносили удовольствие. Если малыш достаточно крепок и здоров, интенсивность упражнений можно повышать, добавить к ним бег на месте (не более 30-40 секунд).
Особое внимание во время проведения физкультминутки следует уделять тому, чтобы заинтересовать ребенка. Если занятия проходят в детском саду, школе, или у малыша есть братья и сестры, то небольшая физическая активность должна быть совместной, и особенно успешной она окажется в том случае, если станет охватывать и активных, и пассивных детей. Объединять их в подвижных играх и упражнениях очень полезно, особенно если попросить самого активного ребенка научить «неумех» тому, что он умеет сам. Активный лидер, которому предложат научить чему-нибудь пассивного партнера по физкультминутке, почувствует ответственность, в то время как второй ребенок сможет добиться успеха благодаря сильной поддержке. Дети, даже самые робкие и нерешительные, быстро бегать и ловко прыгать не умеющие, среди сверстников очень быстро осваиваются, приобретают уверенность в себе и скоро проявляют желание быть еще более активными, ловкими, быстрыми и сильными.